Что говорили современники о музыканте Эрике Сати и его творчестве

 

Эрик Сати — Французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.

Современники о Сати: Жан Кокто

Жан Кокто, "Портрет Эрика Сати"
Жан Кокто, «Портрет Эрика Сати»
  1. Сати берег свою музыку как доброе вино. Никогда не взбалтывал бутылку.
  2. Сам того не ведая, Сати придумал импрессионистскую музыку.
  3. Сати — скромный шутник, держащийся в стороне от петиметров, рабски подражающих моде.
  4. Сати возвестил о новой простоте, обогащенной всеми предыдущими изысками.
  5. Любое его произведение обескураживает. Он не разрабатывает уже созданное. Он изобретает новое, меняет угол зрения, уверенно ведет свою прямую линию. «Маэстро» почти всегда как липкая лента для мух. Сати мух отгоняет.
  6. Он не понимал, как можно намеренно вести себя так, чтобы нравиться или не нравиться кому-то. Он мгновенно занимал самую невообразимую позицию. У него было ангельское терпение.

Франсис Пикабиа об Эрике Сати

Эрик Сати и Франсис Пикабиа в фильме Рене Клера "Антракт"
Эрик Сати и Франсис Пикабиа в фильме Рене Клера «Антракт»
  1. Эрик Сати — изобретатель шляпы из цельного красного дерева, изобретатель меблировочной музыки, изобретатель порнографической музыки.
  2. Он не боится жить один, ничего не запрещает себе, ничего не запрещает другим в отличие от тех, кто окружает себя маленькой розовой гвардией, дабы уберечь свои идеи, такие же пустые, как рукопожатия политиков!
  3. По-моему, Эрик Сати — самый интересный из современных французских композиторов.

Жорж Орик: «Урок Эрика Сати»

Эрик Сати
Эрик Сати
  1. Его (Сати, — прим. karagezyan.ru) мощь в том, что он всегда обращается к сути.
  2. … Он был нашим действительно мудрым советчиком.
  3. Он страстно любил юность, и полная жизни юность тянулась к нему. При его простодушной пылкости — что ему было до несправедливости, ссор, размолвок!
  4. Веселость соединялась в нем со скоротечными и пронзительными вспышками.
  5. Сати слишком хорошо знал предел своих сил и возможностей, чтобы поддаться соблазну. Найдя собственную технику, он пренебрег модными красками.

Жан Вьенер: «Любить Эрика Сати»

Эрик Сати. Фотограф: Ман Рэй
Эрик Сати. Фотограф: Ман Рэй
  1. Ни секунды этот человек не чувствовал, не видел и не слышал так, как чувствовали, видели и слышали остальные; ему было суждено творить и то, что он творил, не могло и не должно было походить на уже изобретенное.
  2. Он всегда жил очень бедно.
  3. Он спал на металлической сетке, без матраца, без постельного белья. Ночью заворачивался в солдатское одеяло. Долгие годы не открывал окно, а предметы, находившиеся на двух пианино (и внутри них), были покрыты таким слоем пыли, что сразу не получалось определить, что это.
  4. Он проявлял такую тщательность, что письмо в пятнадцать строчек занимало у него минут сорок (речь о каллиграфии, — прим. karagezyan.ru).

Жорж Орик: из «Открытия Сати»

Эрик Сати. Фотограф: ? (возможно, Ман Рэй)
Эрик Сати. Фотограф: ? (возможно, Ман Рэй)
  1. У Сати <…> была эта дивная страсть к молодым, которую он чудесным образом сохранил до самой своей смерти: она заставляла его с открытой душой принимать каждого вновь объявившегося.
  2. Котелок, один и тот же, не снимавшийся круглый год, пенсне, усаженное поверх живых и лукавых глаз, ухоженная бородка, зонтик в руке — как сейчас вижу этого Сократа, близкого и неотразимого, которого я мог слушать бесконечно.
  3. Скромный, но уверенный в себе, он прекрасно знал истинную цену своей музыке и был куда восприимчивее, чем можно представить…

Фернан Леже: «Неизвестный Сати»

Эрик Сати, "Автопортрет"
Эрик Сати, «Автопортрет»
  1. Эрик Сати был личностью сильной, подчас обескураживающей: впрочем, таковы многие творцы, беспокойные выразители своей эпохи.
  2. Мы беседовали, и я полагал, что сумел что-то уловить, проникнуть в его внутренний мир, но в действительности все было не так, все было по-другому.

Франсис Пуленк: «Фортепианная музыка Эрика Сати»

  1. После смерти Сати его пианино, купленное потом Браком, нашли в таком состоянии, что стало ясно: он им вообще не пользовался.
  2. Что ни говори, у Сати было врожденное чувство инструмента.
  3. Сати всегда нуждался в восторгах молодых людей или художников — как Пикассо, Брак, Дерен.
  4. Выраженная ритмическая четкость неизменна в музыке Сати.

Габриэль Фурнье об Эрике Сати

  1. Легендарный Сати обладал великим умом. Этот человек высочайшей культуры, внешне простодушный и наивный, исполненный доброты, но в то же время ироничный и даже саркастичный, соединял в себе редчайшие качества.
  2. Я считаю его самым гениальным композитором нашей современной французской школы.
  3. Его яркая, цветистая речь очаровывала. Он, разумеется, был беспощаден — однако без тени озлобленности; был также обидчив, подобно всякому человеку, который привык молчаливо страдать и всегда имеет наготове острое словцо, призванное скрыть его обостренную чувствительность.
  4. Он был упрям — вот почему общение с ним не всем давалось легко.
  5. … Речь его не была ни «высоколитературной», ни «педантичной»: в нем не было совершенно ничего от эстета — но именно эту его черту я очень ценил.
  6. Пусть в личности Сати и было нечто дьявольское, но он любил детей и несчастных.
  7. Сати обожал необычную каллиграфию, отсылки к средневековым произведениям, которые он с присущим ему юмором модернизировал, используя новые материалы: чугун, медь, сталь!
  8. Во времена моей юности художникам очень нравилась музыка Сати: казалось, что он уловил определенный скрытый «экзистенциализм» своей эпохи.
  9. Нас привлекала именно мощь этой простоты, строгость новых ритмов, которую утверждала музыка Сати.

Анри Соге: «Воспоминания и размышления об Эрике Сати»

  1. Эрик Сати предпочитал любезную обходительность: он был весьма хорошо воспитан, галантен, приветлив и чрезвычайно сдержан, слушал, давал вам высказаться, следил, чтобы ничем вас не задеть, и охотно поддерживал разговор на любые темы.
  2. При всех перепадах настроения он не терял голову.
  3. Оказавшись в трудном положении, он превращал его в нестерпимое, уже не ради забавы, а чтобы довести все до крайности, пусть камня на камне не останется — иначе он не мог.
  4. Общаться с ним было в высшей степени занятно, он мог удивлять, порой разочаровывать, во всяком случае — заинтриговать, с этим не поспоришь. Известно, что при жизни Сати никому так и не довелось побывать у него в Аркёе, в тесной квартире, которую он снимал в одном из рабочих домов парижской окраины. Попасть туда удалось только после его смерти.
  5. Искусство, приверженность искусству у Сати, я бы сказал, необъяснима и неотрывна от него. Любой критический анализ кажется мне здесь бесполезным. Критический или сравнительный. Музыка, творчество Сати анализу не поддаются.
  6. Он не любил профессионалов, к какой бы категории они ни принадлежали. И воспел дилетантизм.
  7. Он не миндальничал ни с другими, ни с собой, его творчество прекрасно это доказывает.

Смысл существования Эрика Сати в том, что он был Эриком Сати. Но понимать музыку — не значит понимать музыку Сати — так же и те, кто знал, был знаком с Эриком Сати, не всегда знали Эрика Сати настоящего, он остается загадочным, странным, притягательным, как слабый бледный свет, не угасший среди бурь, мерцающее пламя, которое продолжает потихоньку гореть у ног дивной богини, и ей в конечном счете служим мы все, с таким же рвением, если не сказать — с той же верой.

Эрик Сати
Эрик Сати

Отрывки из воспоминаний взяты из «Заметок млекопитающего» Эрика Сати. Издательство Ивана Лимбаха.

 

3 комментариев для “Что говорили современники о музыканте Эрике Сати и его творчестве”

  1. Pingback: Эрик Сати и разработанная им "меблировочная музыка"

  2. Pingback: Эрик Сати и оскорбление музыкального критика Жана Пуэга

  3. Pingback: Афоризмы великого французского композитора - Эрика Сати

Добавить комментарий