«Герника» Пабло Пикассо: история, описание, процесс создания и влияние

Пикассо пишет картину
Пикассо пишет картину

«Герника» Пабло Пикассо: история создания

Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года на баскский город Герника было сброшено 22 тонны бомб. Убито более 1500 человек, город очень сильно пострадал: полностью или частично разрушено более 70% зданий, центр практически стал пустырем. Гернику бомбили франкистские самолеты легиона «Кондор», после чего город горел несколько дней.

«Гернику» (произведение искусства) у Пикассо заказало испанское правительство с целью показать полотно на Всемирной выставке в Париже. Размеры: 3.5 м. высотой и 7,8 м. шириной. Черно-белая картина была написана Пикассо в течение месяца маслом.

В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке. Архитектор Ле Корбюзье тогда отметил, что произведение Пикассо «видело в основном спины посетителей», то есть мало кого заинтересовала данная работа. На бедного Пабло накинулись практически все критики, называя его творение ужасным. Мадридский журнал «Sábado Gráfico» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

Вот видите, всем она не нравится, а вы вот о ней читаете. Неверные! От лукавого. Не верите, как можно критиковать эту работу? Ну, вот вам слова самого художника: «Чего только не довелось мне услышать о моей „Гернике“ и от друзей, и от врагов».

Как мы знаем, случай из бездны вытаскивают женщины. Так было и в данном случае. Долорес Ибаррури, активная участница республиканского движения в годы Гражданской войны 1936-1939 гг., писала:

«Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко (диктатор Испании в 1939—1975 годах, — прим. karagezyan.ru). Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи.

Тем не менее, в 1939 году картину перевезли в Нью-Йорк, но было одно условие: её должны были вернуть ровно тогда, когда в Испании воцарится демократия. В 1967 году мистер Франко хотел вернуть «Гернику» на родную землю, но Пабло Пикассо отказал. А вот в 1981 году полотно всё-таки отправилось в Испанию. Мистер деспо… ой, Франко, царствие ему небесное, к тому моменту помер.

«Герника» Пабло Пикассо: описание картины

"Герника" Пабло Пикассо
«Герника» Пабло Пикассо

Вполне неплохое описание на Википедии, поэтому я просто сделаю копипаст:

  • Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребёнка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.
  • Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа.
  • Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.
  • Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).
  • Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.
  • Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.
  • Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.
  • За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.
  • На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.
  • Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец картины.
  • На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, что люди вынуждены страдать безо всякой на то причины.
  • Пол напоминает карту, план боевых действий.

Стоит отметить, что зачастую быка трактуют быка как саму Испанию, которая отвернулась от происходящего в Гернике (отсылка к тому, что Франко разрешил бомбардировку своего города)

Как создавалась «Герника» Пикассо?

А вот процесс создания запечатлела любовница (аттэншн! любовница — на тот момент!) Пабло — фотограф Дора Маар. У меня в блоге есть большой пост о ней, если еще не читали — кликните на этот текст.

Благодаря этой даме у нас есть возможность видеть процесс создания великого произведения. Итак, давайте же поглядим.

Процесс создания "Герники"
Процесс создания «Герники»

Как-то я даже видео на канале YouTube разместил. Вот оно:

«Герника»: влияние

Режиссер Эмир Кустурица снял короткометражный художественный фильм «Герника» (это его дипломная работа). Фильм можно посмотреть с добавленными мною русскими субтитрами, кликнув по этому тексту. Или прямо здесь:

Разговор Пикассо с фашистами о «Гернике»

В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы»


Помочь мне рублём вы можете через карту Сбербанка: +79805587761 (номер к ней привязан).

 

 

Добавить комментарий