Знакомство с японской поэзией: Исикава Такубоку

Исикава Такубоку
Исикава Такубоку

В японской поэзии я самый настоящий дилетант. Это, однако, не помешало моему отцу с утра кинуть в меня советским («перестроечным») томиком Такубоку. Ну, подумал я, надо почитать. И стал читать, как говорится, «запоем». Удивительно, как сильно мне понравился Исикава Такубоку Теперь мне хочется поделиться впечатлениями. Надеюсь, вы почерпнете что-нибудь для себя из моего текста.

Исикава Такубоку и его место в японской поэзии

Говорят, что Исикава Такубоку — один из самых любимых поэтов Японии. Его стихи стали песнями, и «мать поет эти песни над колыбелью ребенка». Книга пятистиший — танка (ударение на первый слог) «Горсть песка» Такубоку — начинается знаменитым стихотворением:

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

Сложно уложиться в пять строк, поэтому стихотворения, как правило, незаконченные (да и нужно ли здесь ставить точку?). Японский поэт Ки-но Цураюки утверждал, что танка — это поэзия, «корни которой — в человеческом сердце». Это очень точное определение.

Теперь давайте кратко проанализируем приведенное выше стихотворение. Автор говорит о юношеских страданиях. Остров (пространство, из которого нельзя уйти так легко, как, например, из здания). Влажные глаза — понятно, слёзы. И лирический герой играет… с крабом. Понятно, насколько все плохо, насколько безысходно и пропитано одиночеством. И ещё: все это в пяти строках.

Исикава Такубоку — создатель «новой японской поэзии», основоположник реализма в японской литературе. В сознании японца он предстает в виде «вечно молодого» юноши. Этот образ во многом схож с образом Артюра Рембо в сознании европейца. Но если француз умер в 27 лет, то Исикава Такубоку — в 26. Тем не менее, я счел нужным провести такую легкую параллель, поскольку как стихи Рембо, так и стихи Такубоку — нечто сильное и пронзительное. Очень удивляешься, когда узнаешь, что это писал 20-летний парень.

Творческое наследие Такубоку велико и многогранно: это и сборники стихов, и романы, и дневники, и публицистические статьи, и письма. Поэт стремился правдиво изображать действительность (в пятистишиях «длинной цепью проходят трагические судьбы его современников»). Трагична и судьба Исикава: во времена политических преследований он верил, что «светлое завтра придет». Разумеется, он следил за российским революционным движением. Так, например, после восстания матросов на броненосце «Потемкин», Такубоку назвал его «Кораблем свободы».

Удивительно, какая связь была между Россией и Такубоку. Умирая от туберкулеза и безнадежной нищеты, поэт продолжал покупать русские книги о революции.

Русское имя
Соня
Я дал дочурке своей,
И радостно мне бывает
Порой окликнуть ее.

Исикава Такубоку: биографические сведения

Исикава Такубоку родился 20 февраля 1886 года в деревне Сибутами, которая находилась на северо-востоке главного острова Японии — Хонсю. Поэт посвятил своей деревне согретые горячим чувством лирические строки. Любовь к ней он пронес сквозь всю жизнь. Сейчас на речном берегу, «где так мягко ивы зеленеют», стоит мемориальный камень.

Исикава был долгожданным (и единственным) сыном в семье и получил при рождении имя Хадзимэ (то есть «Первенец»), а Такубоку — это литературный псевдоним. Отец Такубоку стал священником и с трудом получил небогатый приход. Сам Халзимэ Такубоку рос в сельском храме, вокруг расположились горы, зеленые рощи, где часто пели кукушки (у Такубоку есть стихотворение — «Кукушка»). Родители любили своего сына и часто его баловали. Им он и посвятил свои проникновенные и грустные строки.

Деревня Сибутами была одним из «гиблых уголков» Японии, да и вообще северо-восток страны плохо кормит земледельцев по объективному ряду причин. Крестьяне жили в страхе перед помещиками и полицейским произволом. Сложно было и «сельской интеллигенции» — врачам, учителям.

Школьные годы поэта прошли в городе Мориока, недалеко от родной деревни. В гимназии обсуждали прогрессивные книги и газеты. Так у юного Такубоку возникли общественные и литературные интересы. В 1902 году, когда свинцовые копи Асио отравили воды реки,среди крестьян распространились тяжелые заболевания. Крестьянская делегация пошла с петицией в Токио, но по дороге на них напала полиция и учинила кровавую расправу. Чтобы помочь пострадавшим, Такубоку продавал на улице газеты. Также он был замечен на школьной забастовке. Это было первое проявление гражданской активности поэта. Тогда же он стал писать стихи в «новом романтическом духе».

Исикава Такубоку и новая японская поэзия

Конец XIX века в японской поэзии был ознаменован стремительным развитием романтизма. «Старшие романтики» — Китамура Тококу и Симадзаки Тосон стали «властителями дум» молодого поколения. «Все словно опьянены светом, новыми звуками и мечтами», — писал Тосон в предисловии к своей книге стихов «Молодая поросль» (1897).

Симадзаки Тосон
Симадзаки Тосон (1872-1943)

«Старинная» классическая японская поэзия создала искусство лирической миниатюры: танка и хокку. Танка значит «короткая песня», читают ее напевно, родилась она из народной песни. Конечной рифмы японская литературная поэзия почти не знает, но звуки в танка перекликаются и поют.

Хокку — трехстишие, предел сжатости и лаконизма. Искусство писать пятистишия и трехстишия «своеобразно национальное, японское».

Поэты-романтики нового времени нашли в европейской поэзии источник вдохновения и стали создавать стихи большой формы, появились «длинные» стихи, новые строфы и ритмы.

Юный Исикава Такубоку изучал английский и немецкий языки, знакомился с европейскими поэтами в оригинале: Шелли, Байрон, Шиллер.

Что касается русской поэзии, то на тот момент она была им мало известна, однако русские романы имели большой успех у молодежи. Сам Исикава Такубоку любил читать Толстого, Горького, Тургенева. В молодом поэте рано проснулась одаренность.

Первые свои поэтические опыты Такубоку послал в столичный журнал «Утренняя звезда». В 1902 году на его страницах было опубликовано стихотворение начинающего поэта:

Оставив песни,
Окрашенные кровью,
На память миру,
Бреду по мертвым полям.
Как громко стонет олень!

Исикава Такубоку (1904)
Исикава Такубоку (1904)

В Токио сразу же заметили талант юноши и посоветовали ему писать также стихи большой формы. Ободрительные слова известных поэтов произвели на Такубоку большое впечатление. Он оставил школу за полгода до окончания и уехал в Токио, где встретил некоторое признание, но почти не нашел поддержки. С помощью земляков удалось издать поэтический сборник «Стремления» (1905) — книгу «длинных» стихов, в которой, помимо «юношеских» строк есть и поэзия удивительной силы и красоты.

«Стремления» написаны в духе мечтательной романтической поэзии. Это углубленные раздумья о вечности на лоне таинственной природы. В книге выделяется своим энергичным тоном прекрасное стихотворение «Памяти адмирала Макарова». В нем поэт славит память «доблестного врага», предчувствуя «зарю неистребимой жизни», которая когда-нибудь будет светить человечеству.

Нужна была большая смелость, чтобы воспеть русского героя в разгар войны с Россией. Пройдет ещё немного времени, и, прочитав антивоенные призывы Льва Толстого, Такубоку станет убежденным антимилитаристом.

Неудачи, направленные на укрепление личности

В Токио поэта настигла весть, что отец отрешен от должности и семья лишилась средств к существованию, а между тем был назначен день свадьбы… Такубоку стал единственным кормильцем большой семьи: на его руках родители, жена, сестры. Тогда судьба поэта круто переломилась.

Исикава вернулся в родную деревню, где стал преподавателем в местной школе. Для его работа учителя — священное дело: учитель «сеет искры будущего пламени». После уроков он собирал у себя учеников и как старший брат беседовал с ними о французской революции, о революционных событиях в России, играл для них на скрипке. Все это е понравилось директору школы. Такубоку, вспоминая то время, писал: «Меня считали смутьяном, а я был строителем душ».

Ученики под руководством Такубоку хором пели «Песню борьбы» и даже объявили школьную забастовку протеста. Его уволили, и он навсегда покидает Сибутами. С этого момента он до конца жизни будет чувствовать себя изгнанником.

Весной 1906 года Исикава Такубоку уехал на северный остров Хоккайдо. Там он провел около года в непрестанных скитаниях. Этому «путешествию» посвящен цикл стихов «Те, которых мне не забыть», опубликованный в сборнике «Горсть песка».

Сначала поэт поселился в городе Хакодатэ, где вновь нашел место учителя, параллельно сотрудничая с местным журналом. Но и здесь случилась беда: город Хакодатэ был почти полностью уничтожен пожаром. После скитаний поэт перебирается в самый северный город Японии — Кусиро.

Остров Хоккайдо в то время только заселялся. Туда уезжали люди, которые не могли кормиться на родине. Такубоку пишет о переселенцах:

Невесело
На улицах Отару,
Нет, никогда не пели эти люди!
Как грубы
Голоса у них.

Снежные просторы острова, тополя и яблони — все это напоминало скорее русский, а не японский пейзаж. В поезде Такубоку читал Тургенева, «этого доброго великана».

Работая журналистом в местных газетах и журналах, Такубоку познакомился с жизнью современной Японии. Постепенно сформировалось его революционное мировоззрение. В Отару он был свидетелем забастовки портовых рабочих и встречался с деятелем демократического «движения простых людей», известным социалистом — Нисикава Кодзиро.

Исикава вновь решился на смелый шаг. В 1908 году он устремился в Токио. Там, запершись в комнатушке дешевой гостиницы, Такубоку создал несколько повестей, но платили за них гроши. Вершиной художественной прозы Такубоку считаются «Дневники, написанные латинскими буквами», которые были изданы посмертно.

Исикава Такубоку: на пути к Бессмертию

Исикава продолжает писать стихи, но уже «по-новому». В статье «Стихи, которые можно есть» Такубоку требовал от поэзии, чтобы она была нужна людям, как повседневная пища. Он по-прежнему хотел быть строителем душ. В конце 1910 года вышел в свет сборник пятистиший «Горсть песка». Эта книга — гордость японской поэзии.

«Есть особые мгновения, они не повторяются дважды, я с любовью вспоминаю эти минуты. Мне не хочется, чтобы они прошли напрасно. Лучше всего их можно выразить при помощи такого короткого стихотворения, как танка… Я пишу танка, потому что я люблю жизнь», — писал Такубоку.

***
Просто так, ни за чем
Побежать бы!
Пока не захватит дыханье,
Бежать
По мягкой траве луговой.

***
Зарыться
В мягкий ворох снега
Пылающим лицом…
Такой любовью
Я хочу любить!

Исикава Такубоку ищет новые ритмы. В старой японской поэзии понятия «стих» и «строка» неравнозначны. Стихотворения писали «в столбик», не разделяя ни слов, ни строк. Такубоку стал графически делить пятистишие на три строки. В каждой из них могли содержаться один, или два, или три стиха. Японская поэзия слоговая, в основе метра счет слогов. Схема пятистишия: 5-7-5-7-7 слогов. Стихи короткие, длинное слово может занимать целый стих, каждое слово на счету.

Разделяя привычный «столбик» на отрезки, Такубоку выделял особо важные по смыслу и чувству стихи и делал их «более ударными». Он ввел в пятистишия тонкие ритмические ходы, которые приблизили стихотворную речь к простой, разговорной речи.

Часто поэт говорит так предельно просто, что кажется, в его стихах нет никакого искусства, но простота обманчива. Пятистишия Такубоку — книга жизни поэта. Порой это нежные воспоминания, а иногда беспощадно острый «репортаж времени». Стихи Такубоку в пору расцвета его творчества — это сгустки подлинной действительности.

Исикава Такубоку — мастер психологического самоанализа: он хочет знать правду о себе, только правду, проникая в самую суть сложных и часто противоречивых состояний души.

Сознание лирического героя в поэзии Такубоку негармонично, оно расколото глубокими трещинами, потому что окружающий мир разорван противоречиями и контрастами, а те действенные силы, которые смогут в будущем восстановить утраченную гармонию, вызревают слишком медленно.

Вместо заключения

Исикава Такубоку продолжал писать до самых последних дней. Вторая книга пятистиший «Грустная игрушка» была издана после его смерти. Это полный драматизма рассказ о том, как неотвратимо надвигается гибель. Поэт работал корректором в газете «Асахи», время от времени его произведения появлялись на газетных и журнальных страницах, но оплата была нищенской.

Исикава Такубоку заболел туберкулезом. Ослабевший, он зачастую должен был ходить на работу пешком, потому что не было денег на трамвайный билет. Он лежал в жару, а не на что было купить порошок аспирина. Туберкулез поразил всю его семью… Умерла мать, заболела жена. Сын родился совсем слабеньким и вскоре умер.

Даже тяжело больной, Такубоку не терял связи с действительностью, он оставался участником большой жизни.

Грустное по своему содержанию стихотворение из сборника «Грустная игрушка»:

***
«Как хочется книг!
Купить бы новые книги!» —
Я говорил жене.
То была не просьба,
А только мечта…

Одновременно с «Грустной игрушкой» Исикава Такубоку создал поэтический сборник «Свист и свисток». В нем с наибольшей силой выражено революционное мировоззрение Такубоку, его мечта о народном счастье и поиски путей к нему.

Революционеры в Японии были еще одиноки. В 1910 году произошло событие, которое глубоко потрясло поэта. Монархическое правительство Японии испугалось подъема революционного движения и решило одним ударом избавиться от его идейных вождей.

В стране поднялась волна возмущения. Такубоку с помощью своего друга ознакомился с материалами сфабрикованного процесса и написал статью со страстным протестом. Её не напечатали. Он отметил в своем дневнике: «Отныне я — убежденный социалист».

В январе 1912 года, услышав о забастовке трамвайщиков, поэт подумал, что это начало конца старой Японии. Надежда никогда не оставляла Такубоку. Он знал, что обречен, но думал уже о своем народе, и японский народ ответил ему любовью и подарил Бессмертие.

13 апреля 1912 года Исикава Такубоку скончался.

На морском побережье острова Хоккайдо поставлен памятник поэту. Юноша сидит в сосредоточенном и глубоком раздумье, подперев голову тонкой рукой. И люди читают выгравированные на постаменте слова:

На северном берегу,
Где ветер, дыша прибоем,
Летит над грядою дюн,
Цветешь ли ты, как бывало,
Шиповник, и в этом году?

Памятник Исикава Такубоку
Памятник Исикава Такубоку

Пост подготовлен по материалам В. Марковой.


Помочь проекту вы можете через Сбербанк: +79805587761 (номер телефона привязан к карте).

Добавить комментарий