Малевич и Хармс: «Идите и останавливайте прогресс»

«Идите и останавливайте прогресс»

После долгого перерыва я снова с вами. Сегодня поговорим о многозначительной надписи «идите и останавливайте прогресс» Казимира Севериновича Малевича. Он подарил книгу с этой надписью лично Даниилу Ивановичу Хармсу. Но что же значит эта фраза — «идите и останавливайте прогресс»? О каком прогрессе идет речь? О техническом ли?

"Идите и останавливайте прогресс"
Малевич «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика». Надпись: «идите и останавливайте прогресс».

Казимир Малевич подарил эту книгу Даниилу Хармсу в марте 1927 года. Что касается смысла надписи, то здесь мнения у исследователей разнятся. Кто-то просто отмечает, что прогресс должен остановиться тогда, когда будет достигнута крайняя точка новизны. Это вполне логичный тезис, но как можно дойти до крайней точки развития искусства?

Другое мнение гласит: чтобы «остановить прогресс», нужно ответить авангарду его же языком. Именно это приостановит стремительное развитие и как бы вернет искусство в прежнее состояние — состояние медленного и верного развития. Собственно, если придерживаться этой позиции, все становится ясно как день. Ответ действительно дали (и давали разные люди, в том числе и Хармс).

Поздний Хармс — это уже не тот авангардист, который был в 1925 или 1926 гг. Это совершенно другой человек. Чтобы понять это, можно прочитать несколько стихотворений: из раннего — «Сек» / «От бабушки до Esther», из позднего — «Неизвестной Наташе» / «Постоянство веселья и грязи». Вы увидите разницу (как в содержании, так и в форме). Мотивы другие, совершенно иное воплощение стихотворения, нет никакого авангардизма.

Важно отметить, что Хармс был симпатичен Малевичу. Последний видел в нём сконцентрированную силу, которая ещё должна была проявить себя. Теперь немного о дружбе Малевича и Хармса.

Казимир Малевич и Даниил Хармс

Ещё осенью 1926 года Хармс знакомится с Бахтеревым, Цимбалом, Кацманом. Это знаковое знакомство по многим причинам. Эти ребята решили создать свой студенческий театр — «Радикс». Тогда Хармс уже был знаком с Введенским, Заболоцким, Олейниковым. Они уже называли себя «чинарями». «Радиксовцы» решили обратиться за помощью к «чинарям», чтобы те написали им пьесу. Они согласились.

Нужно было где-то репетировать свое представление. И авангардисты решают обратиться лично к Малевичу — чтобы тот дал им зал в ГИНХУКе (Государственный институт художественной культуры). И написали ему письмо:

Образовавшаяся театральная группа «Радикс», экспериментирующая в области внеэмоционального и бессюжетного искусства, ставящая своей целью создание произведения чистого театра в неподчинении его литературе — все моменты, входящие в композицию представления, равноценны — просит дать ей помещение в Белом зале И.Х. К. для лабораторно-репетиционных работ на утреннее время.

Письмо сохранилось. Вот оно:

Письмо к Малевичу
Письмо к Малевичу

Малевич дал своё согласие. Можно сказать, что с этого всё и началось.

Собственно, общение прерывалось, потому что ГИНХУК вскоре закрылся, а «Радикс», как отметил Хармс уже 10 ноября того же года, «рухнул».

Уже много лет спустя, 15 мая 1935 года, умирает Казимир Северинович Малевич. Хармс пишет стихотворение «На смерть Казимира Малевича». Сохранился автограф этого произведения:

Стихотворение Д. Хармса «На смерть Казимира Малевича». Автограф, 1935 г.
Стихотворение Д. Хармса «На смерть Казимира Малевича». Автограф, 1935 г.

В этом стихотворении у Хармса впервые за долгие годы появляется заумь, заумный язык. Совершенно ясно, что здесь Даниил Иванович прощается не только с великим Малевичем-авангардистом, но и с заумным языком, если сказать грубее — с авангардом.

Сохранилась фотография с похоронной процессии Малевича, где за гробом, выглядывая, стоит Хармс.

Даниил Хармс на похоронной процессии Казимира Малевича.
Даниил Хармс на похоронной процессии Казимира Малевича.

На этом, пожалуй, всё. Удалось ли Хармсу «остановить прогресс»? Наверное, удалось, ведь Серебряный век закончился на творчестве участников объединения ОБЭРИУ.


17 декабря я буду читать лекцию в Москве (Даниил Хармс: жизнь и творчество / Дадаизм в истории искусства), приходите послушать.


Помочь проекту вы можете через Сбербанк: +79805587761 (номер телефона привязан к карте).

Добавить комментарий