Художник Ман Рэй: творческий путь, связь с кино и фотографией

Ман Рэй: фотоискусство без границ

Ман Рэй (настоящее имя — Эммануэль Радницкий) родился 27 августа 1890 года в семье еврейских эмигрантов из Ковенской губернии (это в Литве, но на тот момент — Российская империя).

Административное деление Ковенской губернии
Административное деление Ковенской губернии

В 1897 году семья переезжает в Нью-Йорк, где Эммануэль Радницкий в скором будущем из-за антисемитских выпадов сменит себе имя, которое вскоре станет известным. В 1908-1912 годах Ман Рэй изучает искусство в Нью-Йорке, в этот же период он сильно увлекся фотографией Альфреда Стиглица (именно благодаря Стиглицу Ман Рэй впоследствии познакомился с европейским авангардизмом).

В 1913 году Ман Рэй встретил свою будущую жену, а в 1914 году они поженились. Расстались 1919 году, а официально развелись практически через 20 лет — в 1937.

Отец Рэя работал на швейной фабрике, жена вместе с детьми помогали ему с самого детства. К слову, Ман Рэй стремился абстрагироваться от своей семьи, но, судя по всему, прошлое его преследовало (в творчестве мастера есть доказательство данному тезису). Например:

The Gift by Man Ray
The Gift by Man Ray

 

The Enigma of Isidore Ducasse by Man Ray
The Enigma of Isidore Ducasse by Man Ray

 

Первое произведение искусства — «The Gift» (подарок) — это утюг. В швейном деле без утюга никуда. Более того, канцелярские кнопки, приклеенные Рэем к основанию утюга, вновь вызывают ассоциации с швейным делом. Это в очередной раз подтверждает то, что прошлое всё-таки не могло выветриться из головы.

Второе произведение искусства — «The Enigma of Isidore Ducasse» — это вовсе швейная машинка, обернутая в армейское одеяло (да еще и связанная веревкой!). Название указанного реди-мейда восходит к французскому поэту Лотреамону (Изидор Дюкасс), а если пойдем чуть дальше, то придем к «Песням Мальдорора», в тексте которого можно найти следующее предложение: «… прекрасный, как случайная встреча швейной машины и зонтика на анатомическом столе».

Ман Рэй подружился с mr. R. Mutt, то есть Марселем Дюшаном. Уже к этому времени Марсель увлекался идеей изображения движения в статической картине. Это оказало немалое влияние на Рэя. Докажем:

The Rope Dancer Accompanies Herself with Her Shadows by Man Ray
The Rope Dancer Accompanies Herself with Her Shadows by Man Ray

 

Первая выставка Рэя состоялась в Нью-Йорке в 1915 году, когда он поселился в штате Нью-Джерси. Через год, в 1916 году, Ман Рэй создает протодадаисткое произведение искусства — «Автопортрет».

Self-Portrait by Man Ray
Self-Portrait by Man Ray

К 1918 году в архиве уже несколько значимых фотографий.

Woman (or Man) by Man Ray
Woman (or Man) by Man Ray
Marcel Duchamp by Man Ray (1917)
Marcel Duchamp by Man Ray (1917)

Рэй отказывается от классической живописи, чтобы влиться в новое радикальное движение — дадаизм. Он разрабатывает уникальные методы создания произведений. Его произведение «Аэрограф» было создано с помощью аэрографа на стекле.

Aerograph by Man Ray (1919)
Aerograph by Man Ray (1919)

В 1920 году Ман Рэй помог Дюшану создать «Вращающиеся стеклянные пластины», эта работа — один из первых примеров кинетического искусства. Произведение состояло из стеклянных пластин, которые активизируются двигателем.

Вращающиеся стеклянные пластины
Вращающиеся стеклянные пластины

В этом же 1920 году Ман Рэй, Кэтрин (или Катерина — как хотите) Дрейер и Марсель Дюшан основывают арт-организацию Société Anonyme, Inc., которая была направлена на спонсирование лекций, концертов и выставок современного искусства.

Société Anonyme, Inc

А теперь чуточку истории. В общем, в 1926 году Бруклинском музее прошла международная выставка современного искусства. Вышеупомянутая организация была спонсором этого события. Более того, я нашёл несколько каталогов. Они в формате Pdf (ФОТОГРАФИИ КЛИКАБЕЛЬНЫ):

Каталог выставки

Вот по этой ссылке — первый файл. Можете либо посмотреть в онлайне, либо скачать.

Каталог выставки

По этой ссылке — второй файл. Кликните, чтобы посмотреть в онлайне или скачать.

Название для организации выбрал Рэй, увидев его в каком-то из французских журналов. Ему показалось, что оно ссылается на какое-то анонимное общество. Дюшану название понравилось, и они решили начать работу.

Штаб-квартира Société Anonyme, Inc в Нью-Джерси закрылась в 1928 году, но работа не прекратилась: Кэтрин Дрейер продолжала организовывать разного рода мероприятия и собирать произведения искусства. В 1941 году она подарила всю коллекцию Художественной галерее Йельского университета.

30 апреля 1950 года (тридцатая годовщина первой выставки Société Anonyme) Дрейер и Дюшан официального распустили организацию.

Ман Рэй: продолжение

В 1920 году Ман Рэй и Марсель Дюшан издают номер дадаистского журнала «New-York Dada». Можете нажать на фотографию или перейти по ссылке снизу:

New-York Dada
New-York Dada

 

Посмотреть журнал New-York Dada можно по этой ссылке (pdf)

Ман Рэй в Париже

В июле 1921 года Ман Рэй переезжает в Париж. Там он поселился в районе Монпарнас (этот район любили многие художники). Вскоре он влюбляется в Алису Эрнестину Прен (она же — Кики с Монпарнаса, французская певица, актриса, художница, модель сюрреалистов и просто знаменитая натурщица). Результатом сотрудничества Рэя и Кики можно считать немалое количество произведений искусства, которые под её влиянием (а иногда — с её участием) сотворил Рэй.

Kiki de Montparnasse by Man Ray
Kiki de Montparnasse by Man Ray

 

Kiki de Montparnasse by Man Ray
Kiki de Montparnasse by Man Ray

Кики с Монпарнаса снялась в нескольких экспериментальных фильмах Мана Рэя: «Le Retour à la Raison» («Возвращение к разуму») и «L’Étoile de mer» (Морская звезда). Можете посмотреть, если есть время (в конце поста будет фильмография, там всё есть).

В 1929 году у Рэя завязывается роман с Ли Миллер (подруга Пикассо, известная фотомодель и фотограф). Вот несколько фотографий Рэя с её участием:

Lee Miller by Man Ray
Lee Miller by Man Ray

 

Lee Miller by Man Ray
Lee Miller by Man Ray

 

Lee Miller by Man Ray
Lee Miller by Man Ray

В 1932 году они расстались.

В течение следующих 20 лет Ман Рэй был выдающимся художником в Монпарнасе. Для его камеры позировали многие знаменитые люди. Посмотрим на фотографии.

Rene Magritte by Man Ray
Рене Магритт. Фотограф: Ман Рэй

 

Сюрреалисты. Фотограф: Ман Рэй
Сюрреалисты. Фотограф: Ман Рэй

 

Андре Бретон. Фотограф: Ман Рэй
Андре Бретон. Фотограф: Ман Рэй

 

Пабло Пикассо. Фотограф: Ман Рэй
Пабло Пикассо. Фотограф: Ман Рэй

И так далее. Очень много, очень много знаменитостей. Вот Джеймс Джойс:

Джеймс Джойс. Фотограф: Ман Рэй
Джеймс Джойс. Фотограф: Ман Рэй

 

Ман Рэй участвовал в первой сюрреалистической выставке (в ней принимали участие Пикассо, Ханс Арп, Макс Эрнст, Жоан Миро, Андре Массон и др.) в парижской галерее «Пьер». Именно там появилась гениальная фотография Рэя «Скрипка Энгра». Моделью, кстати, была та же Кики с Монпарнаса.

Ман Рэй. "Скрипка Энгра"
Ман Рэй. «Скрипка Энгра»

Добавим немного истории.

Значит, Жан Огюст Энгр — французский живописец первой половины XIX в. — увлекался игрой на скрипке. Он выступал в составе авторитетных французских оркестров. Отсюда и французский фразеологизм «скрипка Энгра», то есть некая «слабость», «непрофессиональное увлечение».

Ман Рэй, Жан Энгр
Слева – Жан Огюст Доминик Энгр. Сидящая купальщица, 1808. Справа – Ман Рэй. Литография, воспроизводящая в красках *Скрипку Энгра*, 1969 | Фото: artclassic.edu.ru и picstopin.com

Дальше можете сами додумывать. Игра на скрипке — занятие непростое. Женщина и скрипка — эх, Холмс-Холмс…

Вторая важная работа — «Объект для уничтожения» — тоже была на этой выставке.

"Объект для уничтожения". Ман Рэй.
«Объект для уничтожения». Ман Рэй.

Эту работу Ман Рэй создал в 1923 году, которая представляла собой обычный метроном выпускаемый компанией Qualite Excelsior, и на его маятнике был прикреплён фрагмент фотографии женского глаза. Кстати, в 1957 году группа парижских студентов  ворвалась в здание, где этот объект выставлялся в экспозиции дада, вынесла его на улицу и один из похитителей выстрелил в него из пистолета, разрушив произведение. Ман Рэй получил страховку за своё творение и создал ещё сто копий этого необычного метронома, присвоив каждой из них уже другое название — «Неуничтожимый объект».

Затем Ман Рэй сотрудничает с Мерет Оппенгейм (немецко-швейцарская художница-сюрреалистка, получившая мировую известность в Париже и Нью-Йорке). Рэй выполняет серию уникальных фотографий. Посмотрим?)

Meret Oppenheim by Man Ray
Meret Oppenheim by Man Ray

 

Meret Oppenheim by Man Ray
Meret Oppenheim by Man Ray

 

Meret Oppenheim by Man Ray
Meret Oppenheim by Man Ray

 

Meret Oppenheim by Man Ray
Meret Oppenheim by Man Ray

Со своей ассистенткой и любовницей Ли Миллер Ман Рэй изобрел технику соляризации. Вот пример такой работы:

Man Ray, "Solarisation", 1931
Man Ray, «Solarisation», 1931

 

Через некоторое время он создает разновидность фотограммы, которую назовет рейографией. В отличие от фотографии, которая может быть почти идентично воспроизведена множество раз, используя один и тот же негатив, каждая рейограмма уникальна и существует в единственном экземпляре. Ман Рэй называл это «чистым дадаизмом».

Ман Рэй, без названия. 1922
Ман Рэй, без названия. 1922

 

Man Ray, "Rayograph", 1922
Man Ray, «Rayograph», 1922

Ман Рэй снимает кино, помогает Дюшану с его Anemic Cinema, снимается в фильмах. Например, в фильме Фернана Леже «Ballet Mécanique», в работе Рене Клера «Entr’acte». 

Из-за Второй мировой войны Ман Рэй вынужден был эмигрировать в США. Он жил в Лос-Анджелесе с 1940 по 1951 гг. Там он сосредоточился на живописи. Покажу свои любимые:

 

Man Ray, "Portrait of Juliet ", 1947
Man Ray, «Portrait of Juliet «, 1947

 

Selfportrait by Man Ray, 1947
Selfportrait by Man Ray, 1947

В 1946 году Ман Рэй женился на Жюльет Браунер с которой жил уже шесть лет. Вместе с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг они сыграли двойную свадьбу — пары были свидетелями друг у друга.

Ман Рэй вернулся в Париж в 1951 году. Вернулся к своим ранним работам, чтобы воссоздавать их в новой форме.

В 1963 году опубликовал свою автобиографию — «Автопортрет»

Ман Рэй умер в Париже 18 ноября 1976 года

Фильмография (все доступные фильмы по ссылкам):

3 комментариев для “Художник Ман Рэй: творческий путь, связь с кино и фотографией”

  1. Pingback: Пабло Пикассо в объективе фотографа Ман Рэя

  2. Pingback: Чешский кинорежиссер Ян Шванкмайер: биография и фильмография

  3. Pingback: Любовный треугольник: Сальвадор Дали, Гала, Поль Элюар

Добавить комментарий