Московский концептуализм: Виктор Пивоваров

Виктор Дмитриевич Пивоваров

Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. По словам художника, первое произведение искусства он создал ещё в эвакуации, когда ему было пять лет. В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, а в 1962 — Московский полиграфический институт. После окончания института несколько лет посвятил книжной иллюстрации.

Так, в 1971 году был издан перевод произведений Г.-Х. Андерсена («Оле-Лукойе). Книга вышла с иллюстрациями Виктора Пивоварова. Художник проиллюстрировал практически каждую страницу книги, поэтому рисунков там достаточно. На мой взгляд, можно привести хотя бы один из них:

Работа Виктора Пивоварова
Работа Виктора Пивоварова

Первая мастерская появилась у Виктора Дмитриевича в 1967 году. Тогда он работал преимущественно в графических техниках. В то же время он создал серию монотипий «Искушение Св. Антония». Именно эта работа, считает Пивоваров, является точкой начала его творческой деятельности.

С 1970 года художник начинает работать в живописи. В первых картинах Виктора Пивоварова чувствуется, как сказал сам художник, «эйфория освобождения, наслаждение легкой и свободной игрой предметами и образами». В пример можно привести «Синие очки безумного милиционера» (1970 год).

Виктор Пивоваров, «Синие очки безумного милиционера» (1970)
Виктор Пивоваров, «Синие очки безумного милиционера» (1970)

«Альбом» как новый жанр

В 1970-е годы появляется новый жанр, разработанный московскими концептуалистами, — «альбом», — в котором в полной мере проявляется синтез рисунка и текста. Помимо Пивоварова в разработке этого жанра также принимал активное участие Илья Кабаков. Виктор Дмитриевич работает в этом жанре до сих пор.

Сам Пивоваров раскрыл термин «альбом» следующим образом: «Альбомы соединяли в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства».

Один из поздних «альбомов» Пивоварова — «Желтый» (2001) — не так сложно найти в интернете. Он состоит из 16 листов. На третьем листе мы видим странную человеческую фигуру, «с какой-то лисьей мордочкой, грустно опущенной вниз, в длинном одеянии, на коньках, одна рука — за спиной, одна нога странно задрана, над головой — кружочек, в который вписана дорога, уходящая в горы, за горы, прямо в горизонт, прямо в небо». Надпись под рисунком гласит: «Вскоре я заметил странную желтую фигуру, быстро передвигающуюся на коньках». Забавно то, что под рисунком четвертого (то есть следующего) листа этого же альбома появляется надпись ещё интереснее: «Только потом до меня дошло, что тепло и никакого льда, чтобы кататься на коньках, нет».

Виктор Пивоваров. Из альбома "Жёлтый"
Виктор Пивоваров. Из альбома «Жёлтый»

«Альбомные» эксперименты Виктора Пивоварова направлены на звуковое и визуальное восприятие. В них рисунок дополняет текст, а текст дополняет рисунок. Подобные опыты создают абсурдную ассоциацию: «альбом» можно легко превратить в «киноленту», то есть оцифровать его и воспроизвести, но предварительно озвучив каждую сцену.

Нельзя не отметить, что предшественники московских концептуалистов уже экспериментировали в подобном направлении. Так, например, дадаист Макс Эрнст, находившийся в Кёльне, дополнял свои коллажи, ведущие «в таинственные, зловещие области», текстовым содержанием.

Армен Рубенович Апресян в своей диссертации «Эстетика Московского концептуализма» отмечает, что «московскому концептуализму свойственны формы жесткой внешней упорядоченности, в которые загоняется слово». Затем он приводит в пример «типовой проект жизни одинокого человека В. Пивоварова». Хотелось бы рассмотреть этот альбом подробнее.

«Проекты для одинокого человека»

Итак, «Проекты для одинокого человека» датируются 1975 годом. И. В. Лазебникова в статье «Концептуальные альбомы 1970-х годов: Илья Кабаков и Виктор Пивоваров» точно определяет, что данный альбом содержит в себе иронию «по отношению к социально-структурированному укладу жизни, который часто вступает в конфликт с развитием личности». С этим тезисом нельзя не согласиться. В своей работе Виктор Пивоваров предлагает нам взглянуть на «Режим дня одинокого человека»:

Из "Режима дня одинокого человека" Виктора Пивоварова
«Режим дня одинокого человека». Виктор Пивоваров

У «одинокого человека» есть всего 6 видов «неба». Всё по плану, ничего лишнего. Более того, Пивоваров — и это отчетливо прослеживается — заставляет смотрящего саркастически относиться к жизни «одинокого человека». Вряд ли имплицитный читатель должен примерить на себя этот образ жизни. Безусловно, мало людей, которые хотели бы видеть одни и те же сны в определенный день недели (или видеть одно и то же небо). Виктор Пивоваров умело иронизирует и предлагает задуматься: а так ли надо жить? Это ли жизнь человека? Советское пространство душит и априори делает человека «одиноким».

Из "Режима дня одинокого человека" Виктора Пивоварова
«Проект неба для одинокого человека». Виктор Пивоваров

Пронизан абсурдом и «Проект снов для одинокого человека». Для каждой ночи у него свой сон. Всё это перекликается с типичной жизнью советского человека с его точным и банальным распорядком дня, который сложно чем-то разбавить (да и возможно ли?).

Из "Режима дня одинокого человека" Виктора Пивоварова
«Проект снов для одинокого человека». Виктор Пивоваров

Помимо «альбомов» Виктор Пивоваров создавал циклы картин. Так, например, ещё в середине прошлого десятилетия художник представил свой цикл «Едоки Лимонов» (2005-2006 гг.). Этот цикл включает в себя 25 картин. В самом деле, уже название цикла отсылает нас к классическому искусству: как мы знаем, Винсент Ван Гог в 1885 году написал картину «Едоки картофеля». Только у Ван Гога за небольшим столом сидят «бедняки», которые, на первый взгляд, удовлетворяют свою физиологическую потребность. Пивоваров же поднимает проблемы скорее экзистенциальные, чем «рутинные».

Виктор Пивоваров, "Едоки Лимонов"
Виктор Пивоваров, из цикла «Едоки Лимонов»

Вторая картина цикла — «Платон и Платонов» (2005) —  уже своим названием о многом говорит. Во-первых, художник здесь вновь играет не столько в «живописной» сфере, сколько в литературной плоскости. Неспроста здесь изображен именно Платон, а не Эсхил, Софокл или Еврипид. Пивоваров, на мой взгляд, играет с фонетической составляющей.

Виктор Пивоваров, "Платон и Платонов"
Виктор Пивоваров, «Платон и Платонов»

«Холин и Сапгир ликующие» (2005)

В 2005 году Виктор Дмитриевич также представляет публике альбом «Холин и Сапгир ликующие». Относительно недавно (20 мая 2017 – 13 августа 2017) состоялась выставка «Холин и Сапгир. На правах рукописи» в музее современного искусства «Гараж». С помощью выдержек из текстов художников и писателей, знавших Холина и Сапгира, Виктор Пивоваров создает личный портрет двух поэтов, которые обладали разными характерами, что не мешало им быть друзьями. «Холин и Сапгир летящие» (2005):

Виктор Пивоваров, "Холин и Сапгир летящие"
Виктор Пивоваров, «Холин и Сапгир летящие»

В этом же альбоме вновь появляется мотив «высокого искусства» в творчестве Виктора Пивоварова. Художник, как было отмечено ранее, уже отсылал зрителя к Винсенту Ван Гогу. Сейчас же Виктор Дмитриевич сделал совершенно замечательную аллюзию к Данте и его «Божественной комедии». Произведение Пивоваров назвал «Холин и Сапгир в Аду» (2005):

Виктор Пивоваров, "Холин и Сапгир в Аду"
Виктор Пивоваров, «Холин и Сапгир в Аду»

В 1979 году состоялась первая выставка Виктора Пивоварова, где он показал свой цикл «Семь разговоров».

Что касается дальнейшей жизни и деятельности Виктора Дмитриевича Пивоварова, то нельзя не отметить, что он эмигрировал из СССР в Прагу в 1982 году. В следующем году он получает заказ от пражского издательства «Одеон» на иллюстрации к Велимиру Хлебникову (которого, справедливо отметить, даже не издавали в Советском Союзе).

Затем Виктор Дмитриевич публикует свои книги («Влюбленный агент», «Серые тетради», «О любви слова и изображения»). Параллельно писательскому творчеству он активно участвует в выставках (в 2004 году —  в Третьяковской галерее, в 2006 году — «Едоки лимонов» в Московском музее современного искусства, в 2015 году — «Лисы и праздники» в Государственном музее востока, в 2016 году — «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж», в том же году — «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А. С. Пушкина). Очевидно, это неполный список выставок, в которых участвовал Виктор Пивоваров, это лишь недавние «известные» выставки.

Резюмируя все сказанное, нельзя не сказать, что Виктор Дмитриевич Пивоваров (собственно, как и художники «старшего поколения» концептуалистов) продолжает работать в том же направлении. Порой они возвращаются туда, где начиналось движение, «которое принесло им славу и благодаря которому их имена внесены в историю отечественного искусства XX века». Подтверждение этому — выставки Виктора Пивоварова, которые неоднократно были упомянуты в данной работе.


Помочь проекту

Добавить комментарий