Описание картины Василия Кандинского «Красное пятно II»

«Красное пятно II»: описание картины Василия Кандинского

Василий Кандинский. "Красное пятно II"
Василий Кандинский. «Красное пятно II»

Картина Кандинского «Красное пятно II» появилась в конце его пребывания о России в 1921 году и относится к работам, которые кажутся холодными и сглажен­ными после неукротимого хаоса цвета и форм мюнхенского периода и неспокой­ного времени русского изгнания. Внутри поля картины под углом расположена большая светлая основная плоскость. Она напоминает одноцветную трапецию — отличительный признак супрематического искусства — в том виде, в котором ее применял в своих картинах Малевич. Кандинский же перерезает эту форму рамой картины и таким образом вписывает в прямоугольник. Остающиеся свободными углы заполнены облачными формами. Слева вверху парят два белых ланцетовидных пятна, пронзенные двумя копьями.

То место, где эти формы пере­секаются друг с другом, отмечено чер­ным. На этой динамичной, но в то же время стабильной и устойчивой плоскости разыгрывается собственно композиция картины; красное пятно, давшее ей название, составляет пульсирующий центр, вокруг которого группируются другие части полотна. Разделенная на несколько частей и выделенная цветом дуга охватывает пятно и закрывает его сверху. Два острых рога снизу, напротив, сталкиваются с пятном. Их пересекает множество изогнутых и ланцетовидных форм. Темный круг как бы поддерживает сзади большой оранжевый рог. Из не­скольких вариантов картины этот — первый, в котором появляется мотив круга. В картинах периода Баухауса он становится господствующей формой. Для Кандинского крут означает новый важ­ный знак в его аналитическом словаре основных форм. Кроме того, из-за различных размеров и положений кругов в картине возникает неописуемая про­странственная структура, возможно, символ загадочного «четвертого измерения», взаимопроникновения простран­ства и времени, передать которое в своих картинах стремились многие современ­ники Кандинского, кубисты и футуристы. Другой заряд несут в себе заключенные в подковообразную арку мелкие формы непосредственно рядом с дугой и пятном. Они, изящные и драгоценные, в противоположность главным формам, кажутся нежным эхом отзвучавшей главной темы. Желтый неправильный четырехугольник является как бы посредником между крупными и мелкими формами.

Во взаимопроникновении и наслоении форм раскрывается пространственное напряжение, которое держит всю композицию в подвижной динамике. В Инхуке Кандинский впервые исследовал взаимо­отношения между цветами и формами, что отражено в этой работе. Рядом с напряженными отношениями форм и плоскостей проявляются также и цвето­вые отношения. В то время как желтый цвет подчиняется оканчивающимся острием формам, красный является свойством прежде всего массивного округлого пятна. Оттенки синего цвета проявляются исключительно в более мелких формах, но не составляют ника­кого собственного контрапункта. Кандинский еще не достиг той чистоты цветов, которой сияют его картины периода Баухауса. Но и здесь можно заметить, что цвета упрошены до чистых контрастов. «Контрасты и противоре­чия — это наша гармония», — говорит Кандинский в своей эстетике. Красное пятно II, несмотря на уже названные противоборства цветов и форм, не произ­водит впечатления неспокойного, резкого или дисгармоничного. Структура компо­зиции, создающая впечатление игры, скрывает спокойное, не взволнованное чувство, схожее с симфоническим хором, в котором все голоса звучат в одной тональности — в данном случае в могучем мажоре красного пятна. Однако если охватить взглядом вместе со светлой главной плоскостью и свободные углы, то возникнет впечатление космического, элементарного. Здесь Кандинский вновь приближается к своим русским современ­никам -Малевичу и Лисицкому, — которые экспериментировали с парящим, беспо­рядочным, центробежным построением основных геометрических элементов. От работ этих художников Кандинского отличает нераздельность языка цвета и формы, многообразие их взаимоотноше­ний, их экспрессивный, «говорящий» стиль, ощущение пространства и иерог­лифические, орнаментальные фантасти­ческие формы, которые в поздних рабо­тах достигают полной зрелости. Красное пятно //является блестящим примером «симфонической композиции», по Кандинскому, «состоящей из множества форм, которые сами подчинены явной или скрытой композиционной доминанте. Эта композиционная доминанта иногда внешне определяется с трудом, что придает еще более сильное звучание ее внутреннему содержанию. Эту сложную композицию я называю симфонической».

Четкое построение цветов и форм на этой картине указывает на новый период творчества Кандинского, который начинается вместе с его педагогической деятельностью в Баухаусе.


Помочь мне рублём вы можете через карту Сбербанка: +79805587761 (номер к ней привязан).


Источник: Хайо Дюхтинг: «Василий Кандинский»

1 комментариев для “Описание картины Василия Кандинского «Красное пятно II»”

  1. Pingback: Василий Кандинский: биография, творческий путь, картины

Добавить комментарий