Протодадаизм: Франсис Пикабиа и Марсель Дюшан

Протодадаизм

Протодадаизм (от др.-греч. πρῶτος «первый») — явление, возникшее за несколько лет до появления известного нам дадаизма. Родиной протодадаизма считается Нью-Йорк, в котором работали такие провокаторы, как Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Ман Рэй. Протодадаистами их считают потому, что взгляды художников были близки тем, которые через некоторое время выработает дадаизм.

Габриэль Бюффе-Пикабиа и Франсис Пикабиа знакомятся в 1910 году с Марселем Дюшаном, который на тот момент находился под влиянием сезаннизма и кубизма. Тогда Марсель был еще молодым художником, который не выбрал свой путь. Правда, он уже тогда умело предугадал то, что позже оформится как дадаизм. Г. Бюффе-Пикабиа писала:

«У меня сложилось впечатление, что встреча этих двух личностей — Пикабиа и Дюшана — имела для обоих решающее значение»

Франсис и Марсель были совершенно разными людьми, но они не стеснялись дополнять друг друга, стремясь к одной и той же цели — обновлению искусства. Если Франсис Пикабиа был страстным человеком, склонным к разного рода авантюрам, то Марсель Дюшан, напротив, стремился к внутренней сосредоточенности и порой даже к одиночеству (иногда запирался на несколько недель в своей мастерской в Нёйи, работая над своими произведениями и проходя этапы внутреннего перевоплощения).

Marcel Duchamp, Francis Picabia and Beatrice Wood, 1917, USA, New York
Marcel Duchamp, Francis Picabia and Beatrice Wood, 1917, USA, New York

Они могли без конца о чем-то спорить, порой в этих перепалках участвовал сам Гийом Аполлинер, тогда возникала мысль о разрушении понятия искусства, на первый план выходила личность со своей уникальной картиной мира и внутренним потенциалом.

Нью-Йорк становится центром авангардистского искусства в 1914 году (тогда многие европейские деятели искусства эмигрировали в Америку). Важно сказать, что дадаизм как направление сформируется через несколько лет в Цюрихе (там тоже было много европейских эмигрантов). Но именно в Нью-Йорке уже к тому моменту была подготовлена почва для подобных экспериментов. Тогда издавались авангардистские журналы «Camera Work» и «291» А. Стиглица. Были группы художников (одним из участников таких объединений был Ман Рэй), которые стремились к отрицанию традиционного искусства.

Ни о каком направлении или движении не было и речи. Корте говорил, что это «акцентирование авангардистских позиций». Когда мы знаем, к чему стремимся, но до конца это еще не оформили и оформить не можем, потому что нет каких-то общих тенденций, они только-только складываются.

Протодадаизм & дадаизм

И американский протодадаизм был вполне провокационным. Те же реди-мэйды Марселя Дюшана тому явное доказательство. В Америке был чертовски важный персонаж — Артур Краван. Он любил провоцировать публику разными выходками. Так, например, однажды Краван выступал с докладом об абстрактном искусстве и обнажился перед уважаемыми людьми. Что может быть лучше этого! В нью-йоркском искусстве того времени явно прослеживается тенденция высмеивания американской культуры, готовность идти до конца в отрицании табу. И даже — отрицание искусства. Повторюсь, все этого оформилось несколько позже в Швейцарии (конкретно — в Цюрихе), но об этом поговорим уже в следующий раз.

Сейчас мне хотелось бы показать несколько работ Франсиса Пикабиа и Марселя Дюшана в хронологии. Это я делаю для того, чтобы вы поняли, почему это называется протодадаизмом.

Франсис Пикабиа: протодадаизм

Francis Picabia, "Dances at the Spring", 1912
Francis Picabia, «Dances at the Spring», 1912

Это — 1912 год, работа Пикабиа в кубизме.

Francis Picabia, "The Embarassment", 1914
Francis Picabia, «The Embarassment», 1914

Это 1914 год, все ещё кубизм, но, как вы видите, есть тяга к абстракционизму. А вот дальше друг за другом идут уникальные работы, которые совсем не похожи на предыдущие. Это и считается протодадаизмом.

Francis Picabia, "Very Rare Picture of Earth", 1915
Francis Picabia, «Very Rare Picture of Earth», 1915

И так далее.

Марсель Дюшан: протодадаизм

Я беру эти же годы: 1912, 1914, 1915.

Marcel Duchamp, "Nude Descending a Staircase, No.2", 1912
Marcel Duchamp, «Nude Descending a Staircase, No.2», 1912

Работа 1912 года, выполненная во Франции. Я бы назвал ее кубофутуристической.

С 1913 года появляются реди-мэйды. Например, этот:

Marcel Duchamp, "Bicycle Wheel", 1913
Marcel Duchamp, «Bicycle Wheel», 1913

Это тоже протодадаизм, хоть источники относят это к дадаизму.

Через год Марсель создает произведение искусства, которое как-то неловко даже относить к протодадаизму. Если бы вы увидели его на одной выставке со Швиттерсом, то наверняка отнесли бы к дадаизму.

Marcel Duchamp, "Network of Stoppages", 1914
Marcel Duchamp, «Network of Stoppages», 1914

Мы много говорили о дадаизме и дадаистах:

Франсис Пикабиа: жизнь и дадаизм
Тристан Тцара: воспоминания о дадаизме
Курт Швиттерс («Кувиттера») и самоотверженное «мерц»-искусство
Художник Ман Рэй: творческий путь, связь с кино и фотографией

И так далее. Можете воспользоваться поиском по ключевому слову «дадаизм».


Сейчас мне как никогда нужна ваша материальная поддержка. Помочь вы можете через карту Сбербанка: +79805587761 (номер к ней привязан).


Источники:
wikiart.org
В. Д. Седельник
http://www.dada-companion.com/

1 комментариев для “Протодадаизм: Франсис Пикабиа и Марсель Дюшан”

  1. Pingback: Кабаре Вольтер в Цюрихе - колыбель дадаизма

Добавить комментарий