Как дадаистская пресса несла в массы Дюшана

Имя Дюшана — синоним самых иконоборческих произведений дадаизма и сюрреализма, в то же время сам он был человеком непубличным и (намеренно) загадочным. Как же возник культ Дюшана?

 

Спустя месяц после нью-йоркской выставки «Independents» в апреле 1917 года появился тонкий протодадаистский журнал, названный The Blind Man («Слепец»). Он содержал фотографию злополучного экспоната («Фонтана») и короткую анонимную статью, полную пародийного возмущения фактом отклонения писсуара и защищающую его от обвинений в плагиате:

Неважно, сделал ли мистер Мутт фонтан своими руками, или нет. ОН ЕГО ВЫБРАЛ. Он взял частичку обыденной жизни, поместил ее в такое место, где ее практическая польза исчезла под новым именем и углом зрения, — и сотворил для этого объекта новый смысл.

За этой статьей (на 99%) стоял Дюшан. Возможно, он попросил одну из своих подруг — Беатрис Вуд — написать её. Важнее всего то, что журнал (и эта статья в частности) поднял большую и горячую дискуссию, которой бы не было без этой публикации, ведь «Фонтан» пропал в ходе выставки Independents. А иконой дадаизма предмет искусства стал исключительно из-за фотографии, выполненной Альфредом Стиглицем. Более того, Дюшан после всей дискуссии всячески «троллил» публику, создавая копии «Фонтана».

Все это показывает, что «Фонтан» и связанный с ним скандал были срежиссированным представлением. И в то же время это затрагивает тему, которая заслуживает особенно пристального внимания: о том, как функционировала дадаистская и сюрреалистская пресса.

The Blind Man был одним из первых среди множества дадаистских журналов, выпускаемых в разных европейских странах. Наиболее, пожалуй, влиятельным из них и долгое время просуществовавшим был журнал «391» Франсиса Пикабиа, который он нерегулярно публиковал в 1917—1924 годах там, где в то время находился: в Барселоне, Нью-Йорке, Париже. Его название намекало на происхождение от более раннего журнала американского фотографа Альфреда Стиглица — «291» (все выпуски «291» можно скачать по ссылке), название которого указывало на номер дома, в котором находилась его галерея на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Именно в выпуске 1920 года «391» Пикабиа сыграл свою роль в распространении легенды о Дюшане. Он взял за основу антихудожественную провокацию Дюшана L.H.O.O.Q, «реди-мейд, сделанный с посторонней помощью» 1919 года — репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами и бородой, — и воспроизвел ее (без бороды, про которую он, похоже, забыл), поместив рядом с другой репродукцией, представляющей собой чернильную кляксу и подписанную «Святая Дева». Таким образом, он обеспечил скандальную славу обеим работам.

В октябре 1922 года на страницах другого дадаистского журнала, на этот раз Littérature, рупора парижской группы, дюшановский миф был поддержан посвященной ему заглавной статьей Андре Бретона. В ней Бретон представил свою концепцию о Дюшане, который более заинтересован произведением жестов, нежели созданием произведений искусства, что, несомненно, обеспечило ему репутацию среди зарождающейся группы сюрреалистов: «Возможно, Марсель Дюшан достиг критической точки идей раньше, чем кто-либо?»

Несомненно, дюшановский миф был создан как посредством журнальных публикаций и загадочных фотографий, так и его сравнительно скудным творчеством. У него не было ни одной личной выставки вплоть до ретроспективы 1963 года. Даже слава его величайшего творения, «Невеста, раздетая своими холостяками, иногда», была создана скорее положительными отзывами и упоминаниями в сюрреалистических журналах, особенно в эссе Бретона «Маяк невесты» в № 5 Minotaure за 1934 год, чем людьми, в действительности видевшими работу. Как сам Дюшан инициировал создание своей репутации, вопрос крайне интересный. Инфраструктура дадаистской печати, несомненно, сделала за него значительную часть работы.

О прессе сюрреалистов можете почитать, кликнув по этому тексту.

Текст по материалам Д. Хопкинса.

Редактировал: karagezyan.ru

1 комментариев для “Как дадаистская пресса несла в массы Дюшана”

  1. Pingback: Роза Селяви - женское альтер-эго Марселя Дюшана

Добавить комментарий