Сдвигология русского стиха: теория и примеры

«Сдвигология» Кручёных: теория

Звуковой сдвиг — это «слияние двух звуков (фонем), или двух слов как звуковых единиц, в одно звуковое пятно». С этим сдвигом мы неизбежно сталкиваемся при произношении тех или иных фраз в поэзии и прозе.

Порой автор и не понимает, что в его произведении есть сдвиг. Внимательный читатель же сразу заметит этот поразительный фокус. Более того, ответственный читатель должен возмутиться, ведь если поэзия — ремесло, то, стало быть, перед ним некачественный продукт. И стоит как можно скорее отложить его в сторону. Но бывает и намеренное использование. Тогда сдвиг становится приемом, причём очень мощным.

Сдвигология Алексея Кручёных: примеры

Второй случай хорошо проиллюстрировал сам Алексей Кручёных. Он приводит в пример следующее:

Пырнет ногою важурные сердца 

«Важурные» написано слитно не из-за жажды создания неологизма, а для того, чтобы читатель понял идею автора, чтоб он понял умышленный прием. И этот случай тоже относится к сдвигу.

Если же возьмем неумышленное явление звукового сдвига в произведениях писателей, то и тут есть достойный пример. Это Брюсов так постарался:

И шаг твой землю колотил…

Вы, наверное, уже сами поняли. Здесь, казалось бы, строка об ишаке, который «землю колотил». Классика! Ничего не поделаешь.

Без светила русской поэзии мы с места не СДВИнемся, а потому Алексан Сергеич теперь будет лежать на операционном столе, но это ненадолго. Итак:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной…

Львы, безусловно, слыхали, но мы — нет.

…Со сна садится в ванну со льдом…

Вот сосна может позволить себе ванну со льдом, а вы сидите дальше и читайте этот пост.

Прямой продолжатель деятельности Алексан Сергеича — это, как вы знаете, Миша Lerma aka Гр. Диарбекир aka дагестанский стрелок Лермонтов. И вот тут пример прямо-таки романтичный, в самом деле:

…С свинцом в груди лежал недвижим я.

Вы всё учитесь да на работу ходите, наверное… А тем временем «в полдневный жар» да ещё и «в долине Дагестана» с винцом лежал — недвижим — Михаил.

Как-то и Тютчев вот написал:

Иль я тобою околдован?

Илья-Илья!

Можем поискать сдвиги у Есенина в стихах. Открываю первый попавшийся ресурс и подряд читаю все стихотворения.

Как ни вздынь его.

Поэтому Кручёных старался не использовать «как».

Что, как эхо, бродит за горами.

В общем, у многих встречается этот звуковой сдвиг. Предлагаю вам вслух читать поэзию и где-нибудь фиксировать эти случаи. По-моему, очень даже интересно. Мне вот что любопытно: а как работают со сдвигами попсовые пейсатели? Я только ради вас начну читать сейчас Полозкову… или все-таки не стоит? Ах, к чёрту. Отвратительная строка:

…Лезвийно резко…

Страшно то, что стихотворение это называется «Францу Кафке». Вы понимаете, Кафка лично отомстил, кажется. Если произнесете, то получите «лезвий нарезка».

Как-то так. Надеюсь, вы поняли, в чём суть явления.

Выводы:

Звуковой сдвиг — прекрасный приём в руках мастера. В руках новичка — главный противник.

Отмечу, что моей беседе с Сергеем Летовым и Сергеем Бирюковым последний даже высказался на эту тему и предложил преподавать сдвигологию «на самых ранних периодах поэтического творчества, потому что даже взрослые, опытные и сложившиеся пииты не всегда учитывают, что сдвигология играет против них, а она должна играть за них».

 

 

 

 

 

Добавить комментарий