Вкратце о сюрреалистической прессе

Выпуск сюрреалистического журнала La Révolution Surréaliste декабря 1926 года содержит безобидную, казалось бы, фотографию двух человек, один из которых обращается к другому, с напечатанным под ней поразительным заголовком: «Наш коллега Бенжамен Пере в момент оскорбления священника»:

«Наш коллега Бенжамен Пере в момент оскорбления священника», фотография, напечатанная в «La Révolution Surréaliste», 8 (декабрь 1926). Scottish National Gallery of Modern Art

Изображение выглядит повседневной, невыразительной фотографией, однако ее окружают стихи поэта-сюрреалиста Бенжамена Пере, одно из которых высмеивает «Чикагский евхаристический конгресс», где «все спешат к божественным экскрементам и священному плевку». Очевидно, что изображение представляет собой не случайный снимок, а ситуацию, намеренно созданную, чтобы усилить богохульное сообщение, которое несли стихи. Таким образом, оно зафиксировало своего рода перформанс. Разумеется, с Пере был фотограф, запечатлевший его действие.

Это хороший пример того, как сюрреалистические журналы использовали фотографию. В основном мы будем рассматривать La Révolution Surréaliste (1924—1929), Le Surréalisme au Service de la Révolution («Сюрреализм на службе революции») (1930—1933). Фотографии, которые публиковали эти издания, варьировались от постановочных студийных фото, сделанных официальными фотографами сюрреализма, Мэн Рэем и Жаком-Андре Буаффаром, до просто взятых из других источников. Эти изображения помещались в контекст научных статей, литературных эссе, записанных сновидений и т. д. и часто привлекали не меньше внимания, чем репродукции картин сюрреалистов. Общий вид журнала был гораздо умереннее, чем у изданий дадаистов, таких как «391» Пикабиа, свободно экспериментировавших со шрифтами.

Используя сухой стиль оформления, который заставлял фотографии выглядеть документами или свидетельствами, сюрреалисты заявляли о своей приверженности исследовательскому процессу, систематической попытке сопоставить участь человека с «принципом реальности». Журналы, таким образом, следует рассматривать как особые трибуны сюрреалистической идеологии.

Обложка: La Révolution Surréaliste, 1 (1924)

В случае с фотографией Пере изображение было связано с ярой антикатолической установкой сюрреалистов. Многие из них были воспитаны в религиозном духе, и, наряду с отвращением к его морализму, испытывали ужас от заключенного в начале 1920-х годов во Франции альянса между партиями правого крыла и католическими организациями: сначала при правительстве партии Bloc National, а затем, после 1924 года, во время правления альянса радикалов и социалистов. Особую враждебность сюрреалистов вызывал прокатолический настрой французских интеллигентов середины 1290-х годов, таких как Жан Кокто. Их отношение к этим тенденциям зафиксировано фотографией на обложке номера La Révolution Surréaliste за июнь 1926 года. Она изображает толпу людей, глядящих в небо, и подписана: «Новообращенные».

Снимок был позаимствован у малоизвестного тогда и знаменитого сегодня фотографа Эжена Атже, специалиста по документальной фотосъемке Парижа, которого Мэн Рэй «открыл» в старике, жившем по соседству. Фотография Атже, снятая в 1912 году, была лишь свидетельством о затмении, но сюрреалисты поступили в своем духе, наполнив снимок собственным смыслом.

Сюрреалисты использовали фотографию для усиления своих социальных и политических заявлений. В одном, особенно выдающемся случае фотографии вновь были позаимствованы, на этот раз из неизвестного источника. Это были две анонимные фотографии сестер Папен, подписанные «До» и «После», перепечатанные журналом Le Surréalisme au Service de la Révolution в мае 1933 года.

до

Сестры Папен совершили одно из самых жутких и сенсационных преступлений, поразивших Францию начала 1930-х. Текст в том же самом журнале, в разделе, посвященном fait divers, или необычайным происшествиям, сообщал о том, как эти буржуазные молодые леди, которых маменька устроила работать в респектабельную семью Ланселен, возненавидели своих работодателей и убили их с ритуальной жестокостью, вырвав глаза и разбив головы.

после

С одной стороны, двойная фотография сестер, на которой было видно необыкновенное изменение их лиц, отвечала восхищению сюрреалистов «судорожной красотой» — физическим переворотом, связанным с необыкновенным визуальным феноменом, речь о котором пойдет позже. С другой — жестокий ответ на подчинение чужой власти, который олицетворяло преступление сестер, вызывал сочувствие сюрреалистов. Полагая, что общепринятая мораль часто служит лишь прикрытием для трусости, сюрреалисты благоговели перед некоторыми из преступников. В самом первом выпуске La Révolution Surréaliste, к примеру, они поместили свои лица вокруг фотографии Жермены Бертон, анархистки, убившей Мариуса Плато, лидера ультраправой организации. Таким образом, изображение сестер Папен пробуждало в сюрреалистах (как и в дадаистах) весь спектр убеждений вокруг проблемы взаимоотношений морали и преступления.

лица вокруг фотографии Жермены Бертон

Помещая в своих журналах тексты рядом с фотографиями, сюрреалисты высказывались, сложно и иронически, на злободневные темы. Это вновь говорит нам о том, что сюрреализм даже был заинтересован в жизни, ее общественном и этическом измерениях, как и в эстетике. Однако сюрреалисты никогда не ограничивали круг волнующих их социальных проблем только «официальным» измерением общественной жизни. Как показывает интерес сюрреалистов к сестрам Папен, они стремились иметь дело со всем спектром общественных знаний и событий. Хотя большинство сюрреалистов происходили из среднего класса, их очень привлекала массовая культура, или то, что во Франции называют populaire.

Текст: Д. Хопкинс

Редакция: karagezyan.ru

 

1 комментариев для “Вкратце о сюрреалистической прессе”

  1. Pingback: Как дадаистская пресса несла в массы Дюшана

Добавить комментарий