Возникновение фотографии: максимально коротко о революции в искусстве

Возникновение фотографии

7 января 1839 года Парижская Академия наук внимала сообщению Луи-Жака Манде Дагера, предложившего надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на серебряной пластинке. Он выполнил фотонатюрморт, который был отдан на хранение в Лувр.

«Мастерская художника». Дагерротип (1837)
«Мастерская художника». Дагерротип (1837)

Здесь, как вы уже заметили, появляется какой-то термин — дагерротип. Проще говоря, дагерротип — это результат дагерротипии. Так называется способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра (поскольку обладает светочувствительностью).

На самом деле, еще в 1802 году Томас Веджвуд и Хамфри Дэви получали фотограммы при помощи солей серебра. Фотограмма — изображение, полученное без фотоаппарата. Предмет помещают на материал и освещают так, чтобы на него попала его тень. Увы, но Томас Веджвуд и Хамфри Дэви не знали способа их закрепления.

Стоит, однако, отметить, что новаторским вариантам Дагера предшествовали опыты Жозефа Нисефора Ньепса и Вильяма Фокса Генри Тальбота. Луи Дагер написал письмо Жозефу Ньепсу, на что последний предложил заключить договор о сотрудничестве. В 1833 году он скончался, а Дагер продолжал экспериментировать и, собственно, ему удалось довести дело до победного конца. Он работал с химическими веществами, которые были неизвестны Ньепсу, тем самым совершенствуя технологию.

Если говорить о Тальботе, то этот ученый запатентовал технологию (8 февраля 1841 года) так называемой калотипии, или талботипии. Калотипия — это фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром.

Позитив снимка Тальбота, 1835
Позитив снимка Тальбота, 1835

Процесс Дагера был сложен и дорог: фотографировали на мокрых коллоидных пластинках. С этим нужно было что-то да делать. В 1871 году англичанин Ричард Мэддокс нашел способ фотографирования на сухих светочувствительных броможелатиновых пластинках.

Фотография стремительно развивалась. Например, по способу Дагера стали изготавливать портреты не только в Европе, но и в Америке. Дагерротип получил широкое распространение по всему миру, но из бесчисленного количества сохранившихся дагерротипов большая часть — портреты.

Французский ученый Гей-Люссак писал, что «ни одна, даже незаметная деталь не может ускользнуть от глаз и кисти новоявленного живописца». Новоявленный живописец — это, очевидно, фотограф. В принципе, слова ученого подтверждаются действиями коллеги — Чарльза Дарвина.

Фотографию — в массы!

Иллюстрации в книге Чарльза Дарвина «Внешние проявления эмоций у человека и животных» (1872) — это уже не гравюры, а фотографии, снятые с короткими выдержками. Приходит осознание того, что фотография действительно может «копировать» реальность с удивительной точностью. Если художник и может что-нибудь забыть, то качественная фотография — нет.

Еще с возникновением фотографии её специфика и возможности вызывали споры. Принято было сравнивать с ней живопись, т. к. фотография сразу была отнесена к ряду пространственных искусств.

Фотографическое изображение всегда конкретно, определенно. Поэтому фотография всегда изобразительна (но, как мы увидим в дальнейшем, не всегда образна). Фотография по своей природе документальна. К сожалению, использование этого ее свойства иногда приводит к простому копированию натуры. На этот счет высказался еще Ф. М. Достоевский, сказав, что в фотографии, как и в других видах искусства, должен быть «он сам», то есть художник — в самом широком понимании.

После того, как стали получать удовлетворительные изображения, возникло два подхода к использованию фотографии:

  1. Фотография — это документальное копирование натуры, на большее не претендует.
  2. Фотография — это подражание живописи и медленное, но верное стремление заменить её.

Но разве документалистика — это искусство? А вот второй вариант очень даже интригует… Фотографы, которых не удовлетворяло простое копирование натуры, хотели, чтобы снимок «подчеркивал красоту», а не только «показывал правду». Но как это можно было сделать, учитывая ограниченные технические, а стало быть, и выразительные средства?

Здесь важно отметить творчество английской художницы-фотографа Джулии Маргарет Кэмерон. Она ставила себе главную задачу — добиться выявления «художественного облика натурщика» в психологическом портрете без несущественных подробностей.

Портрет Джулии Джексон, племянницы Кэмерон и матери Вирджинии Вулф
Портрет Джулии Джексон, племянницы Кэмерон и матери Вирджинии Вулф

Кэмерон сама училась фотографировать, сама занималась всеми техническими процессами — от и до. Она писала:

«Когда такие люди стоят перед моей камерой, я чувствую что мой долг не только запечатлеть их внешние черты, но и честно передать их внутренний мир»

Поиски Джулии Маргарет Кэмерон продолжали многие ее последователи. Этим ее работы интересны для истории фотографии.

Фотография в Российской империи… ЧТО?!

Да-да, фотография в Расистской Российской империи. Был в России такой художник (по образованию) как Андрей Карелин. Естественно, он неплохо разбирался в композиции, а это значит, что фотографии у него должны быть как минимум нетипичные. Он действительно немало сделал для усовершенствования техники фотосъемки (стремился на негативе добиться нужной резкости во всех планах). В итоге он получал снимки-картины… Важное свидетельство новаторства этого художника заключается прежде всего в созданных им групповых портретах. Да и многие ученики Карелина стали известными фотографами.

Крестьяне Богородского уезда Тульской губернии. Фото А.О. Карелина. 1870 г.
Крестьяне Богородского уезда Тульской губернии. Фото А.О. Карелина. 1870 г.

В этот период фотографы были тесно связаны с художниками. Иногда художники использовали снимки как своеобразные фотоэскизы, по которым создавали картины. В то же время во многих фотоателье применялись исполненные художниками задники, фоны и бутафория для фотосъемок. Существовали даже фирмы, изготовлявшие фоны для фотоателье.

Немаловажным персонажем является Максим Дмитриев, вошедший в историю как зачинатель «русского публицистического репортажа, отвечавшего идейным устремлениям прогрессивных, демократических кругов дореволюционной России» (Морозов С. Фотограф-художник Максим Дмитриев. М., 1960, с. 40). Дмитриев стремился использовать возможности нового искусства для отражения действительности. Так, например, в 1891 году он поехал в Нижний Новгород. В это время был так называемый «голодный год» (1891-1892). Там он сделал много репортажных фотографий.

Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Работы Дмитриева очень ценил Горький (ха, такое себе достижение! шутка-шутка). Да и самого Дмитриева можно по праву считать родоначальником социальной фотографии в России. Помимо всего этого Максим Дмитриев создал галерею портретов выдающихся современников (фотографии Менделеева, Горького, Бунина и так далее).

Портрет А. М. Горького с сыном Максимом г. Нижний Новгород Фото М. П. Дмитриев 1899 г.
Портрет А. М. Горького с сыном Максимом, г. Нижний Новгород. Фото: М. П. Дмитриев. 1899 г.

Работавший после Дмитриева С. А. Лобовиков сохранял верность реалистическим традициям русской художественной фотографии. Он прославился жанровыми снимками из жизни крестьян. Лобовиков показывал русскую деревню. Подлинно фотографической выразительности достиг на снимке «Поделились».

С. Лобовиков. "Поделились"
С. Лобовиков. «Поделились»

Лобовиков был родоначальником детской темы в бытовом жанре фотографии. Он показал себя фотографом-реалистом, умеющим быстро и уверенно выбирать момент для съемки детей.

Вместо заключения

Потребовалось немало усилий многих выдающихся мастеров, искренне считавших, что фотография может и должна занять самостоятельное место в ряду искусств, прежде чем это действительно произошло.

Нужно было, во-первых, выработать собственные выразительные средства и, во-вторых, осмыслить и научиться умело их использовать, овладеть мастерством.

Но об этом уже в следующих постах. А пока — радуйтесь выходным и смотрите фотографии в сообществе «Волос Авангарда», пока у нас тематические дни.


Помочь проекту вы можете через Сбербанк: +79805587761 (номер привязан к карте).


Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_Louis_Gay-Lussac
https://en.wikipedia.org/wiki/Louis_Daguerre
https://en.wikipedia.org/wiki/Daguerreotype
https://en.wikipedia.org/wiki/Nic%C3%A9phore_Ni%C3%A9pce
https://en.wikipedia.org/wiki/Henry_Fox_Talbot
https://en.wikipedia.org/wiki/Calotype
wikiart.org
humus.dreamwidth.org
Морозов С. Фотограф-художник Максим Дмитриев. М., 1960, с. 40
Панфилов Н. Д., Панфилова М. Н. Искусство фотографии

Добавить комментарий