Беседа с Сергеем Летовым и Сергеем Бирюковым

Сергей Летов и Сергей Бирюков.
Сергей Летов и Сергей Бирюков. Картинка: knigi-club.ru

9 сентября в книжном клубе «Петровский» состоялся перформанс музыкально-поэтического дуэта «Созвучарность» Сергея Летова и Сергея Бирюкова. Мне удалось насладиться не только музыкой и поэзией, но и беседой с уважаемыми людьми.

ГК — Гарик Карагезян, создатель сообщества «Волос Авангарда», блога karagezyan.ru

СЛ — Сергей Летов

СБ — Сергей Бирюков

Беседа с Сергеем Летовым и Сергеем Бирюковым

ГК: Сергей Фёдорович, у меня несколько вопросов, но они мало связаны с тем, что сегодня происходило.

СЛ: Ну, хорошо. Только я буду коротко отвечать.

ГК: Абсолютно. Как вы познакомились с Сергеем Курёхиным?

СЛ: С Курёхиным познакомились благодаря Артемию Троицкому: Артемий Троицкий позвонил Курёхину и сказал, что я нахожусь в командировке в Петербурге и сказал, что ему надо меня найти. Курёхин позвонил даме, у которой я останавливался, и назначил мне встречу недалеко от Русского музея, в кафе. Вот там произошла наша встреча, мы обсуждали с ним, как мы будем теперь вместе выступать.

ГК: Курёхин в политике — это провокация или искренний шаг?

СЛ: Не знаю, я в это время с ним не общался. Знаю, что в начале 90-х мы встретились с Курёхиным в кафе, и он был в значительной степени мною разочарован, потому что он, видимо, пытался подвигнуть меня на какие-то радикальные, революционные идеи, а я как-то не очень его понимал. Ему стало немножко скучновато со мной. А про НБП (национал-большевистская партия, — прим. karagezyan.ru) — в тот период в Питер он меня уже не приглашал, я туда не ездил, мы в это время не общались.

ГК: Как вы думаете, НБП — абсурдно ли это звучит само по себе?

СЛ: Я думаю, нет.

ГК: Нет? То есть это возможное явление?

СЛ: Ну, в принципе, наверное, возможное. Я достаточно знаком с деятельностью НБП и мне кажется, что это в очень значительной степени художественный проект.

СБ: Да, конечно.

ГК: И название — тоже?

СБ: Название провокационно.

СЛ: В духе эстетики и поэтики Эдуарда Лимонова.

СБ: Да, да. Сама «Лимонка» (газета, — прим. karagezyan.ru), воспринимать это как политический жест?.. Только как провокацию. Наверное, мне кажется.

ГК: Я публиковал запись в сообществе «Волос Авангарда», в которой предложил подписчикам задать вам вопрос. Вопрос: что вы думаете о Кручёных?

СЛ: Я не специалист, я ничего не могу ответить. Сергей (Бирюков, — прим. karagezyan.ru) может сказать.

СБ: Кручёных — это выдающийся русский авангардный поэт, который сделал очень много разного рода открытий, которые актуальны до сих пор. Например, его открытие под названием «сдвигология» — её просто надо преподавать на самых ранних периодах поэтического творчества, потому что даже взрослые, опытные и сложившиеся пииты не всегда учитывают, что сдвигология играет против них, а она должна играть за них. Вы понимаете, о чём речь, да?

ГК: Да, конечно.

СБ: Он (Кручёных, — прим. karagezyan.ru) у Пушкина это находит. И у Лермонтова. «Слыхали ль вы…» — есть строчка у Пушкина. Какие львы? Я не помню, у кого из поэтов: «И шаг твой…». Тогда это прочитывается совершенно «ишак». Он нашёл ишаков, львов, ослов и так далее — в стихах разных поэтов. Он избегал, например, союза «как». «Бак» писал, как угодно, особенно в сочетании с гласными после «как».

ГК: Из-за того, что будет сдвиг?

СБ: Да-да-да, фонетический нонсенс всегда получается. Хотя бы это. Я уже не говорю о том, что он один из родоначальников заумной поэзии, которая, так сказать, поэзия на собственном языке, которая очень важна в русской поэзии. И она воспринимается на западе. «Zaum» — известный термин, который используется в изучении русского авангарда и сопоставляется с «Dada».

ГК: Я читал монографию, где Кручёных и других называют протодадаистами.

СБ: Да, протодадаистами. И дадаистами…

ГК: Которые не знали о таком явлении, как дадаизм.

СБ: Ну да. Наоборот, дадаисты узнали (о Кручёных & Co, — прим. karagezyan.ru). От Кандинского.

ГК: Скажите, пожалуйста, как относиться к искусству авангарда — стремиться понять его или чувствовать?

СБ: Можно как-то соединить это. И то и другое вполне реально. Конечно, ощущение и сенсорика на первом месте, а потом можно и что-то понимать. Понимание авангарда отличается от обычного понимания. Оно другого рода, там включаются другие механизмы понимания. Описание самого авангарда, его интерпретация и подходы — они должны искаться в каждом особом случае особым способом. Мне кажется так. Я об этом пишу довольно много в своей книге «Амплитуда авангарда». Её, говорят, сюда привезли: один экземпляр (*смеётся*).

СЛ: Один?

СБ: Один экземпляр.

СЛ: Скромно…

СБ: «Амплитуда авангарда». В этой книге я как раз рассматриваю разные пути подхода к авангардным текстам. Я не говорю, что это мне всегда удается. Необязательно даже это удается, но это особое искусство, которое требует особого подхода. Во всяком случае, это не академический такой традиционный подход, это в каждом случае нахождение точек соприкосновения с этим явлением.

ГК: Получается, что к каждому отдельному авангардисту нужно искать уникальный метод познания его творчества?

СБ: В принципе, да. Хотя есть некоторые общие закономерности, но авангардное творчество очень индивидуализировано.

ГК: Сергей Фёдорович, а вы верите в коммунизм?

СЛ: Скорее всего да. Я сторонник коммунистических идей. Не всегда так было, но постепенно, чем я становлюсь старше, тем то юношеское молодежное неприятие той действительности, в которой мы жили в СССР, оно начинает уступать место пониманию того, что только были реализованы коммунистические идеи в рамках Советского Союза, оно, на самом деле, не бросает тень на саму идею, потому что идеи были реализованы с большой поправкой на культурную отсталость страны, на то, что она была в значительной степени крестьянской. Вместо тех вещей, которые должна была в развитом государстве осуществлять коммунистическая идеология, занимались образованием малограмотного крестьянства. То есть очень многие другие проблемы… Кроме того, те отдельные негативные проявления, которые были в нашей стране, они совокупно для рядового человека заслоняли всю действительно коммунистическую идеологию. А реально, если мы посмотрим на артистов авангарда в Европе, — они практически все коммунисты. Больше того, наиболее грамотные люди — они оказываются коммунистами. Но этих коммунистов не надо путать с членами КПСС и многих других всяких левацких группировок, но в целом в коммунизм как идеологию я, скажем… я не могу сказать, что это прямо вера. Я, скажем, я ей симпатизирую.

Вот и всё. Большое спасибо Сергею Летову, Сергею Бирюкову и книжному клубу «Петровский».

 

1 комментариев для “Беседа с Сергеем Летовым и Сергеем Бирюковым”

  1. Pingback: "Сдвигология русского стиха": теория и примеры

Добавить комментарий