Эрик Сати и оскорбление музыкального критика Жана Пуэга

Эрик Сати
Эрик Сати

18 мая 1917 года состоялась премьера балета «Парад». Он был создан на стихи Жана Кокто с музыкой Эрика Сати, хореографом и главным исполнителем был Леонид Мясин, автором и дизайнером костюмов — Пабло Пикассо.

Музыкальный критик Жан Пуэг как-то зашёл к Сати после генеральной репетиции балета и поздравил его. Через неделю Эрик Сати прочитал статью Пуэга, в которой последний жестко критикует музыканта и балет в целом. Композитор написал следующие слова на почтовой открытке и отправил Пуэгу:

Господин и любезный друг,
Вы — задница, к тому же немузыкальная.
Эрик Сати  

Жан Пуэг после этого письма подал в суд на Сати, он обвинил его в публичном оскорблении и клевете. Габриэль Фурнье, приятель Эрика, пишет:

«Я присутствовал на слушании дела; до сих пор помню, как Сати, с горящими глазами, волнуясь, вне себя от вершащейся несправедливости, предстал перед судом: он шел к барьеру тихими, мелкими шажками, держа в руках, обтянутых неизменными перчатками, свой
котелок и элегантно прижимая его к груди; на руке у него висел его вечный зонт. Заседание суда оказалось чудовищным фарсом. Это был процесс против современного искусства и современных художников, которых назвали «фрицами»!»

В конечном итоге Эрик Сати, «гениальный музыкант, честь и слава французской школы», был приговорен к восьми дням тюремного заключения.

Габриэль Фурнье отмечает, что друзья Сати, присутствовавшие на заседании, «играли роль хора из античного театра»: они кричали и протестовали, а в ответ им сделали несколько предупреждений, были даже требования вывести их из зала суда.

Через своего адвоката Жан Пуэг требовал ужесточить наказание. Адвокат заметил: «… Почтовая открытка была отправлена без конверта, как следствие, ее мог прочесть любой желающий, даже консьержка моего клиента, а значит, мой клиент мог стать предметом насмешек для всех своих соседей, да что там — для всей улицы или даже квартала; благородная репутация моего клиента, господина Жана Пуэга, могла от этого серьезно пострадать».

«Группу поддержки» Сати выгнали из зала. Они сидели в приемной. У Кокто щеки «побелели от ярости». Мимо друзей Эрика прошёл адвокат Пуэга. «Я дам по морде этой мрази!», — вскрикнул Кокто. И дал. Несколько пощечин. Только вот после этого действия его увели охранники в какое-то подвальное помещение. Вернулся Жан Кокто «сильно помятым»: в разорванной рубашке и всклокоченными волосами.

Сати пошёл в комиссариат полиции и просил «о снисхождении к нарушителям спокойствия». Их отпустили.

Ещё о Сати:

Как Эрик Сати изобрел «меблировочную музыку»

Что говорили современники о музыканте Эрике Сати и его творчестве

По материалам книги «Записки млекопитающего», издательство Ивана Лимбаха.

 

2 комментариев для “Эрик Сати и оскорбление музыкального критика Жана Пуэга”

  1. Кейдж увлекся Эриком Сати во время своего первого путешествия в Европу, получив ноты из рук Анри Соге , и в 1963 году он решил представить американской публике сочинение Сати

Добавить комментарий